Семья Ващенко

Главная страница

Вернуться к биографии

Гостевая книга

Ирина Ващенко - Автобиография

В детстве я бредила спортивной гимнастикой. Но - меня оттуда выгнали за мою мягкую спину. Однажды, прыгая на батуте, я пришла с сальто в полную складку (заднюю). Увидев это, тренер сказал, что заниматься спортивной гимнастикой мне нельзя. Потом я занималась плаваньем, потом бегом, а уже потом - в цирковой студии под руководством Кузнецовых - Валентины Петровны и Валерия Виссарионовича. Туда меня привела сестра. А цирком я заболела, когда по TV увидела что делает Тамара Лязгина. После этого я уже не представляла себя без цирка.

У нас была чудесная цирковая студия во дворце пионеров. Потом ее преобразовали в зооцирк при зоопарке. У нас были: лев Иргиш, пони, лошадь, медведь, лиса. Мы даже давали платные концерты -10 копеек вход, по субботам и воскресеньям. Из нашего самодеятельного цирка вышло много артистов: Игорь Маркевич, Дима Злодюгин (сейчас работает в США, в Диснейленде), Надя Романюк, Валя Меняйлова. Наш тренер придумал первый номер с хула-хупами. Романюк первая репетировала хула-хупы на лошади. Сейчас Надя живет в Болгарии.

После восьмого класса я поступала в Московское цирковое училище (ГУЦЭИ), но меня не взяли: слишком мягкая спина. Когда я училась в девятом классе, мой тренер Валентина Петровна показывала меня Мстиславу Запашному. Он оценил мои данные, посоветовал мне чаще улыбаться, сказал, что напишет или пришлет вызов, но - позже. Вызов от него пришел уже когда я работала в Ростове-на-Дону и собиралась выходить за муж, так что воспользоваться этим вызовом не удалось. После десятого класса я поехала поступать в Киевское цирковое училище, но там девочки были уже набраны. Мне дали пройти все туры и сдать экзамены, но не приняли. Я осталась за бортом - так мне казалось. Я очень расстроилась, но мечту не оставила.

  Ростов-на-Дону. 1979.

Я узнала, что Мила Шаненко, бывшая воспитанница нашей студии, артистка ростовской дирекции "Цирк на сцене" искала себе партнершу в акробатический номер. Мила взяла мою подругу, а мне предложила поехать с ними в Ростов-на-Дону. И я рискнула!

В ноябре 1978 года я приехала в Ростов-на-Дону. И там Виктор Ефимович Ващенко и Марк Семенович Левин (чудесный человек!) приняли меня на работу в качестве стажера. Я репетировала 24 часа в сутки. А когда со мной начала работать Ольга Петровна Грабовская (заслуженный артист балета РСФСР) начала сбываться моя мечта. Ольга Петровна лепила из гадкого утенка - чудесного лебедя. Именно она поставила мне руки и ноги, осанку. Можно сказать, что именно они: Ольга Петровна, Марк Семенович и Виктор Ефимович создали то, что я представляю собой сейчас.

Боже, как это увлекательно - окунуться в мир балета! Мы репетировали день и ночь. Я училась стоять и ходить на пуантах. Тогда, в цирке была такая мода, если можно так выразиться, все каучуки были или ящерицами или змеями и т.п. А мы хотели, чтобы это была обычная девушка, чтобы все позы были эстетичны и вытекали одна из другой. Тогда и родился трюк "задняя складка на пуантах". Первый вариант номера каучук был под музыку Шостаковича из к./ф. "Овод".

В это же время я встретила Владислава и по уши влюбилась. Он для меня был недосягаем. Он - сын режиссера, я - начинающая артистка. Владислав, помимо того, что сам был режиссером акробатических жанров, работал прекрасный номер "икарийские игры". Партнерши у него были выдающиеся (заслуженные мастера спорта по спортивной гимнастике, чемпионки).

Когда мы с Владиславом поженились, нам нужно было поставить общий номер т.к. иначе мы очень редко работали бы в одной цирковой программе. В это время мы познакомились с замечательным балетмейстером-постановщиком Виктором Николаевичем Кравченко. И он, глядя на нас, решил делать театрализованный номер "Борьба добра со злом". Задача у него была трудная. Надо было, чтобы мой сольный номер каучук не перекликался с дуэтом. В парном номере нужно было исключить мою "спину". Вот это задачка! Но, Виктор Николаевич - гениальный человек. В работе над этой постановкой нам помогала и его жена, Людмила Федоровна, тоже педагог-хореограф. Они учили меня актерскому мастерству, сценическому движению, ...всему! Благодаря Марку Семеновичу Левину, Виктору Ефимовичу Ващенко, Ольге Петровне Грабовской и чете Кравченко из нас получились, я надеюсь, настоящие артисты.

Душанбе.
4 сентября 1981.

Дуэт получился отличный. Под музыку Глазунова "Листок из альбома" шла первая часть: я держала в руках большую звездочку. Это было как бы самое дорогое, что у меня есть. Вот я кружусь, танцую, кувыркаюсь по манежу. Такое единение меня и ее. И вдруг, врывается вихрь (музыка Ценцадзе "Демон"). На барьере в красном плаще появляется Владислав - черная сила зла. Он пытается отнять у меня мою душу - звезду, и ему это почти удается. В конце номера он крутит меня вокруг шеи (трюк называется "горжетка"), потом удерживает наверху над собой, и - резкий обрыв вниз... Кажется - все, зло победило. Но тут я медленно встаю, подхватываю звезду и убиваю зло. Как ни странно, но даже в дивертисментной программе, состоящей из набора несвязанных номеров, мы здорово проходили.

В 1981 году нас увидел Владимир Владимирович Волжанский и взял в свой спектакль "Прометей". Мы боялись, что наши номера урежут донельзя, а нам так хотелось их сохранить! Но - случилось чудо: Волжанский даже не поменял нашу фонограмму. Мы хорошо вошли в канву музыки Скрябина с "Листком из альбома" и "Демоном".

Прометей, финал. Южная Америка. 1981-1982.
В центре, с распростертыми руками Нина Чуглаева.

Конечно, работать в таком спектакле как "Прометей" - это чудо. Все люди вокруг казались мне небожителями. Это были артисты первой величины: Женя Пухова, Владислав Волжанский (сын В.В. Волжанского), Гуссейн. Короче - все, все! Здесь мы подружились с уникальными артистами Ниной Чуглаевой и Владимиром Бураковым, оба работали корд де парель (не вместе - два разных номера). Я считаю, что сейчас таких артистов нет, и они не скоро появятся. Нина - это просто огонь на канате - как будто канат подожгли! А Владимир - непревзойденный исполнитель роли Прометея. Так как они работали в этом спектакле - никто никогда не работал. В.В. Волжанский - великий артист и замечательный администратор. Он умел так зажечь тебя изнутри, так убедить что "без тебя и вода не святится". C 1981 по 1986 мы работали так, как будто каждый день премьера. Я счастлива, что это у меня было!

Прометей. Владислав - Зевс,
Фаина Ермакова - Светлая сила. 1983.

В 1981-1982 годах мы с "Прометеем" гастролировали по Южной Америке. Поездка была уникальная, я не побоюсь сказать - триумфальная. Там были на нас колоссальные очереди. Это было чудо. Начало спектаклей - в 23:00. Люди жгли факелы, встречая нас, с купола на нас летели цветы и блестки. Такое не забывается! Мы чувствовали себя артистами большой, сильной державы. Мы все были горды, что у нас в стране цирк это не балаган, а искусство.

 

В 1983 году я забеременела. В.В. Волжанский тогда болел, но продолжал работать. Он мечтал сделать "Прометей" на два отделения. Владимир Владимирович просил меня, как только я рожу, сразу войти в работу. Он хотел, чтобы я выступала в двух ролях: "священный огонь" - каучук и "светлая сила" - дуэт. В.В. Волжанский не дожил до этого, но я выполнила обещание - вошла в работу, когда сыну было четыре с половиной месяца. Начала в Рязани, полностью два номера.

Москва. Новый цирк
(Цирк на Воробъевых горах). 1984.
Сыну Володе 6 месяцев.

 

Пока это все.

Я никогда столько не писала! Пишу и вижу, что не сказала еще многого, не рассказала о многих людях и событиях. Постараюсь дописать! Но это не легко.


С уважением,
Ирина
Март 2002г.

Москва. 1984.

 

e-mail: fvashchenko@yandex.ru

Главная страница

Вернуться к биографии

Гостевая книга


2002, Web design - Alexei & Vadim



Hosted by uCoz